Творчество В.М. Шукшина
в современном мире

Материалы музейной
научно-практической конференции
3 октября 2001 г.
М.А. Деминова
Алтайский государственный университет

Риторика публицистики В.М. Шукшина

В основе создания всякого текста лежит поступательная игра автора этого текста, для которого произведение имеет прежде всего нацеленный в будущее эстетический смысл. Для реципиента - это сначала произведение, принадлежащее определенной культурной области, а затем уже - эстетический ход автора в этой области, на который можно ответить своим ходом и таким путем включиться в предложенную игру. Но для автора же важен сначала эстетический ход, а затем уже произведение, принадлежащее своей культурной сфере.

Публицистика В.М. Шукшина актуализирует проблему воплощения смысла в слове. В соответствии с закономерностями порождения речи говорящий неизбежно сталкивается с необходимостью трансформировать свое "внутреннее слово" в речь "для другого" посредством языковых форм. Внутренняя организованность публицистического текста позволяет рассмотреть эффект живого звучащего голоса автора как результат использования определенных приемов, целенаправленно формирующих читательское восприятие.

Исследование публицистики В.М. Шукшина выдвигает на первый план явления, о которых писал В.В. Виноградов: ориентация на "образ слушателя", построение "по законам читателя", но коммуникативные установки и способы их достижения в текстах Шукшина реализуются скрыто, сохраняя иллюзию незаданности. Риторика публицистики, ее онтологическая природа заключается в стремлении публициста сделать читателя своим сторонником. При этом отношения между сторонами общения в публицистическом дискурсе складываются не как сотрудничество, а скорее как полемическое столкновение точек зрения. При этом работа читателя заключается в преодолении чуждости текста, преодолении непонимания смысла текста. Работа автора (публициста) еще более сложная: трансформировать сгусток личностных смыслов в текст "по законам читателя", сохраняя иллюзию незаданности. Награда за преодоление сопротивления между автором и читателем - гармония дискурса.

От сюжетной прозы Шукшин переходит к прямому размышлению; стремясь сократить расстояние между автором и читателем, ищет самый надежный "способ доставки" переполняющей его духовной энергии. Для Шукшина читательское восприятие один из важнейших текстообразующих факторов; текст строится как "послание" обращенное к читателю: "Не верю, чтоб художник сознательно задавался целью быть непонятным. Для кого-то да он работает" ("Вопросы самому себе"). Шукшин уверен, что направленное слово всегда воспринимается адресатом личностно: "Тебе показали, как живут такие-то и такие-то, а ты задумываешься о себе. Обязательно. В этом сила живого, искреннего реалистического искусства" ("Вопросы самому себе"). Отсюда и ориентация на активное участие читателя в создании текста: "Ведь нельзя, наверно, писать, если не иметь в виду, что читатель сам "досочинит" многое" ("Как я понимаю рассказ"). Слово в публицистическом дискурсе выступает средством направленного воздействия. Но Шукшин не строит какого-либо определенного плана воздействия на читателя, он лишь стремится избежать прямолинейности: "Не надо только учить". Забота автора подготовить смысловое пространство, предоставив читателю неограниченное поле интерпретации, провоцируя его к соавторству. Благодаря активности читателя, возникает диалог, при чем подлинный диалог в рамках структуры автор - читатель.