Творчество В.М. Шукшина
в современном мире

Материалы музейной
научно-практической конференции
3 октября 2001 г.
Х.П. Арчакова
Бийский педагогический государственный университет

Стилистическая функция инфинитива
в публицистических текстах
Василия Макаровича Шукшина

Цель исследования - проанализировать функцию инфинитива в синтаксисе высказываний В.М. Шукшина.

Использование инфинитива в тексте усложняет семантическую структуру текста, вносит модальные коннотации в предикативные смыслы, усиливая субъективные оценки высказываний; формирует особый оценочный аспект текста.

Еще А.М. Пешковский назвал инфинитив "загадочной" категорией. Действительно, инфинитив, обозначая потенциальное действие, функционируя в тексте, обнаруживает свою многоаспектность.

Так, на уровне поверхностного синтаксиса инфинитив может выполнять роль компонента грамматической основы высказывания, роль определения, дополнения, обстоятельства. Это формально-синтаксический аспект связей и отношений компонентов текста. На уровне глубинного синтаксиса связи и отношения компонентов текста регулируются закономерностями лексико-семантической соединимости компонентом и ментальным миром автора текста (системой его взглядов и убеждений, предпочтений и вкусов, эстетических и нравственных принципов и т.п., обусловливающих выбор лексических и синтаксических форм построения высказываний). То есть в тексте присутствует субъективное и объективное начало, то и другое есть как в формальной, так и в смысловой структуре текста. Формальная и смысловая структура текста существуют в единстве. Однако "формула исчисления материальности мысли" (Н.В. Халина), применяемая автором, может меняться с опорой на систему синтаксических синонимов, а также на систему семантических синонимов (перифраз), обусловленных языковыми закономерностями стиля и языковой системы в целом.

Оценочный смысл, выражающий отношение говорящего к пропозитивному содержанию считает главным признаком инфинитивных предложений Т.Викт. Шмелева (см. Шмелева Т.Викт. О семантике структурной схемы предложения - Изв. АН СССР, СЛЯ, 1978, № 4, с.360) [1; с. 260-261].

"Существенна соотносительность модальных значений инфинитива в конструкциях, где эти значения именованы лексическими средствами и где они выражены без помощи специальной лексики. <...> Словарная форма [инфинитив] называет действие безотносительно к его субъектному и модальному значению. В речи же, с помощью лексико-синтаксичеких средств или с помощью конструктивно-синтаксических средств, при поддержке интонации, инфинитив всегда означает модально-окрашенное действие" (Выделено нами - Х.А.) [1; с. 260].

Рассмотрим способы выражения модальности в текстах В.М. Шукшина, представленные 1) лексическими средствами. См.: "Почаще надо останавливать руку, а то она нарабатывает нехорошую инерцию" ["Нравственность есть Правда"]; "Мне захотелось всеми возможными средствами кино оградить этого доброго человека от людских насмешек, <...> восстановить слабого и беззащитного а правах человека" ["Нравственность есть Правда"]; "Но они [герои] не безнравственны. Они есть та Правда, которую необходимо знать" ["Нравственность есть Правда"]; "Печки-лавочки" по жанру ближе к комедии, по крайней мере юмор мы не старались выкинуть" ["Нам бы про душу не забыть"]; [Ребята] "зачастую предпочитают лучше "забить козла", чем сходить в театр или в кино" ["Нравственность есть Правда"]; "Я только хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что стремились мы исследовать не сюжет фильма <...>" ["Нам бы про душу не забыть"]; "С Минькой живет безнадежно больной отец. (Фильм должен был с того начаться: отец умирает)" ["Нравственность есть Правда"]; "Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях. Какую знаю, живя с ними в одно время" ["Нравственность есть Правда"].

Приведенные примеры высказываний Шукшина выражают модальный компонент значения в сочетании с инфинитивом следующих лексико-морфологических средств: I. 1) глаголов мочь, хотеть, стараться, предпочитать, стремиться и др.; 2) прилагательных должен, обязан, способен и др.; 3) слов категории состояния: надо, необходимо. II. 1) лексическими средствами, которые приобретают модальные коннотации в сочетании с инфинитивом. См.: "Я прямо счастлив, когда мне выпадает сказать кому-нибудь: "Товарищ, вы обронили". ["Только это не будет экономическая статья..."]. Ср.: 'когда мне можно сказать'. "И все-таки подмывает возразить" ["Монолог на лестнице"]. Ср.: 'хочется возразить'. "Не умею в дороге читать" ["Только это не будет экономическая статья..."]. Ср.: 'не могу читать'.

Так, приведенные выше в контексте высказывания сочетания глаголов с инфинитивом имплицируют модальные отношения возможности, желательности, невозможности. 2) Модальные смыслы в текстах высказываний Шукшина выражаются и конструктивно-синтаксическими средствами: а) независимым инфинитивом в текстах высказываний. См.: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть" ["Нам бы про душу не забыть"]; "Мне бы только правду рассказать о жизни" ["Монолог на лестнице"]; "Не пересилить себя, не протянуть руку, чтобы взять эту проклятую бумажку" ["Только это не будет экономическая статья..."]; б) подчиненной синтаксической конструкцией с союзом чтобы и независимым инфинитивом. См.: "Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский запас прочности, <...>" ["Слово о "малой родине"]. "И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то живительная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови" ["Слово о "малой родине"].

В высказываниях подгруппы "а" имплицитно присутствуют следующие модальные значения: желательности: 'Мы хотели бы про душу не забыть'; 'Мы хотели бы немножко добрее быть'; 'Я хотел бы только правду рассказать о жизни'; возможности, невозможности: 'Невозможно пересилить себя; невозможно протянуть руку'; "<...> никогда таким не стать!" ["Нравственность есть Правда"] - 'Никогда невозможно стать таким'; "<...> нет ничего легче: не самому решить трудную задачу, а списать с доски" ["Нравственность есть Правда"] - 'можно не самому решить, а списать с доски'; необходимости: "Смелее постигать глубину жизни, не бояться, например, её мрачноватых подвалов. Тогда это будет борьба за человека" ["Нравственность есть Правда"] - 'Необходимо смелее постигать глубину жизни, необходимо не бояться её мрачноватых подвалов'; долженствования: "И что делать тем, кто не может так много "бродить" с гитарой <...> Завидовать? И завидовали бы, если бы верили". ["Нравственность есть Правда"] - 'И что должен делать тот, кто не может так много "бродить" с гитарой. Должен завидовать?'

Высказывания подгруппы "б" возможны без союза чтобы, эксплицирующего модальные отношения между односубъектными предикатами: [Степан] "пришел открыто в свою деревню, чтобы вдохнуть запах родной земли, повидать отца с матерью" ["Монолог на лестнице"] - 'пришел вдохнуть, повидать'; "Не пересилить себя, не протянуть руку, чтобы взять эту проклятую бумажку" ["Только это не будет экономическая статья..."] - 'пересилить себя взять'. Ср.: "Облака поредели, видно землю. Я смотрю вниз и думаю уже о том, как наши предки шли вот по этим местам. Шли годами, останавливались зимовать". ["Только это не будет экономическая статья..."] - 'останавливались, чтобы зимовать'. "Только он [Минька] стал пронзительно - дерзкий, даже наскакивал драться". ["Нравственность есть Правда"] - 'наскакивал, чтобы драться'. "А у меня получилось, что я для кого-то хотел бы сохранить в деревне "некую патриархальность", а сам со спокойной совестью пристроился жить в столице". ["Монолог на лестнице"] - 'пристроился, чтобы жить в столице'. "Уже одно то, что ребята-студенты в свои летние каникулы сорганизовались в бригаду и пошли грузить, говорит о другом". ["Я тоже прошел этот путь..."] - 'пошли, чтобы грузить'. "Почему молодежь уходит из села? А почему я сам ушел? Может, не мудрствуя лукаво, взять да и рассказать про себя: так и так, взял в свое время ноги в руки и пошел искать лучшую долю". ["Только это не будет экономическая статья..."] - 'пошел, чтобы искать'.

Трансформы эксплицируют скрытые модальные отношения цели-желания, цели-намерения. См.: 'пошел ('намереваясь') искать'; 'пошли ('намереваясь') грузить'; 'наскакивал ('намереваясь') драться'. Спрягаемые глаголы в сочетании с инфинитивом обнаруживают коннотативные смыслы цели (желание, намерение) субъекта. Однако есть основание предположить, что указанные выше имплицитные модальные коннотации "стимулированы" интенсионалом инфинитива, обозначающим в составе высказывания потенциальное действие.

Л.В. Щерба писал: "Все глаголы при инфинитиве становятся более отвлеченными, приближаются к формальным словам. Ср.: он собирается охотиться и он собирается на охоту. По существу действие не может распространяться действием, и только при потере глагола его активного конкретного характера такое распространение возможно. В этих сочетаниях, в сущности, не инфинитив распространяет глагол, а наоборот, инфинитив распространяется глаголом". (Выделено нами Х.А.) [2; с. 66].

Интенсионал инфинитива 'потенциальность действия' "стимулирует" модальные коннотации цели у сочетающихся с инфинитивом глаголов. Может быть, в этом и заключается "загадочность" (по Пешковскому) инфинитива в тексте высказывания, которая и обусловливает стилистическую функцию инфинитива в синтаксисе текста. Использование инфинитивных конструкций модально окрашивает содержание, создавая особую экспрессию публицистического текста.

Литература:
1.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
2.Бархударов С.Г. Л.В. Щерба о русском синтаксисе // Академику В.В. Виноградову к его шестидесятилетию. М., 1956.