Впечатление от чтения шукшинской публицистики огромное, захватывает прежде всего процесс мышления Шукшина. В 1967 году, обращаясь к молодежи, он писал: "В восемнадцать лет самая пора мечтать - думать, ощущать в себе силу, разум, нежность - и отдать бы все это людям. Кому же еще! Вот - счастье, по-моему". Но и за полтора десятилетия до этого высказывания в статье "Монолог на лестнице" Василий Макарович уже обращался к молодым людям и давал им советы.
С обращения к молодежи через газету ом и начал свой путь в литературу.
"Ученический период" вхождения Шукшина в литературу совпал со временем его учительской деятельности. Василий Макарович около восьми месяцев (с октября 1953 г. по июнь 1954-го) был директоров и преподавателем-словесником срос-тинской вечерней школы. Его статьи "Учиться никогда не поздно" и "Больше внимания учащимся средних школ" были опубликованы в районной газете 11 октября и 10 декабря соответственно.
Риторика первых шукшинских статей нравоучительна и банальна: директор школы подчеркивал необходимость всеобуча сельской молодежи, говорил о недопустимости пропусков занятий учащимися школы. О школьных проблемах он сказал общо и тихо, его тогда услышали только сростинцы. Это не запомнилось и не осталось, и было бы похоронено в курганах периодики пятидесятых годов, если бы Шукшин-учитель не стал Шукшиным-писателем.
Сейчас в Москве рассматривается вопрос о возможности присвоения Бийскому педуниверситету имени Василия Макаровича Шукшина. Сестра Шукшина Наталья Макаровна, узнав об этом, сказала: "Мороз по коже и слезы на глазах".
Кафедра русского языка больше десяти лет занимается языковыми проблемами шукшинского творчества. На литературных спецкурсах и спецсеминарах, связанных с именем Василия Макаровича, мы обязательно говорим и о мире его публицистики. Это благодатный материал для того, чтобы студенты задумались о смысле жизни, о месте каждого в сегодняшнем дне, о связи поколений, о проблемах молодежи - о наиболее важных и острых вопросах нашего бытия.
Каждый человек должен воспитывать себя сам - это основное, что формулируют для себя студенты, ознакомившись с шукшинской публицистикой. Все созданное Василием Макаровичем привлекает нас не только удивительной искренностью, исповедальностью, утверждением добрых, гуманных начал, но и силой гражданского и патриотического чувства.
В "Кляузе" Шукшин сам выступает как неистовый и страстный правдолюбец и правдоискатель (этими чертами отличаются все его любимые персонажи), поднимая острейшие нравственные вопросы. В знак протеста против насилия над его личностью Василий Макарович тогда бежал из больницы в пижаме и тапочках. Этот документальный рассказ завершался самым известным из шукшинских вопросов, которые он без конца задавал самому себе:
"Что с нами происходит?"
Здесь показам предел возможностей человеческих сил, тупик нравственного состояния общества.
Все творчество Шукшина и, в частности, его публицистика проникнуты патриотизмом. Летя в самолете как-то на Алтай, глядя в иллюминатор, Василий Макарович рассуждает: "... видно землю. Я смотрю вниз и думаю уже о том, как наши предки шли вот по этим местам. Шли годами, останавливались зимовать, выходили замуж по дороге, рожали. До чего упорный был народ! Ну вот ведь она, земля, останавливайся, руби избу, паши. Нет, шли дальше и дальше, пока в океан не уперлись, тогда остановились. А ведь это не кубанские степи и не Крым, это Сибирь-матушка, она "шуток не понимает"... Как они по два-три года добирались до мест своих поселений! Впрочем, наверное, это становилось образом жизни - в пути. У меня отец - Макар; я где-то прочитал, что Макар - это путевой".
Да, в нем жили и гены родителей его, и более ранних предков, следовательно, и о предках надо подумать как о первоисточнике. Вот почему жанр публицистики для Шукшина был столь естественным и необходимым. За месяц с небольшим до смерти Василий Макарович в авторской аннотации, написанной по просьбе издательства "Молодая гвардия", скажет так: "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, нашей неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табаку...". А среди посмертно опубликованных его записей есть такая: "Не теперь, нет. Важно прорваться в будущую Россию".
Сегодня мы можем уверенно сказать: Шукшин осуществил прорыв в будущее. Его произведения созданы "на вырост", и поэтому так ощутимо его присутствие в нашей жизни.
О. ОВЧИННИКОВА,
кандидат филологических наук, доцент педуниверситета.
|