Шукшинские
чтения

2000


МЫ ТОЛЬКО ПОДХОДИМ К ШУКШИНУ



Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

Шукшинские чтения 2000

В селе царила атмосфера светлого семейного праздника. В центре внимания оказались хозяева - сростинцы. Местные коллективы не сходили со сцены два дня. А во дворе мемориального музея Шукшина был установлен "открытый микрофон", к которому подходили все желающие - самодеятельные поэты, музыканты и просто почитатели таланта нашего выдающегося земляка,
Для нас Шукшинские чтения начались немного раньше. Мы приехали в Сростки в пятницу. Во-первых, хотелось понаблюдать за приготовлениями, во-вторых - поговорить с директором Сростинского музея -заповедника - Лидией Чудновой. Интересно же было узнать, что изменилось в музее Шукшина после присвоения ему всероссийского статуса.
Вот главные новости оттуда. Через несколько лет музей Шукшина будет выглядеть несколько иначе. Уже разработан проект реконструкции. Если учесть, что Госдума прошлого созыва (спасибо депутатам с Алтая) заложила под это дело в федеральный бюджет два миллиона рублей, и деньги обещают дать до конца текущего года, то скоро начнется первый этап строительства. Проект интересный, предполагает достроить к мемориальной части музея (если судить по эскизам - очень похоже на музей Достоевского в Семипалатинске, только симпатичней) новый корпус. Немного легче стало музейщикам с финансированием. Но самое главное; как считает Л. Чуднова, заключается в том, что сростинцы теперь не чувствуют себя оторванными от других российских музеев - заповедников.
О следующем дне, субботе, скажу кратко. На стадионе состоялся музыкальный праздник "В гостях у Шукшина",- проходивший в этом году в виде фестиваля. В музее открылась выставка картин Илзы Рулзите "Большая совесть". Работы выставки писались последние пятнадцать лет, и все они посвящены Шукшину. Кстати, слова Распутина, что стали заголовком этой статьи, процитировал здесь один из "старожилов" Сросток, московский литературовед Алексей Макаров, занимающийся последние годы творчеством не только Шукшина, но и еще одного нашего выдающегося писателя - Георгия Гребенщикова. Ну и всю ночь на берегу Катуни не утихал ставший уже традиционным народный фестиваль "Сростинские вечерки".
Сростки действительно уникальны. Хотя бы потому, что не так уж много в России сел, к которым, пусть и на один только день, ежегодно приковывается внимание всей страны. А вот хорошо это или плохо - сказать трудно. Вспоминается начало девяностых годов, когда каждый заезжий гость - будь то политик, писатель или актер, зная, что с Пикета его услышит вся Россия, считал своим долгом преподнести сенсацию, проверить на публике свои самые завиральные, самые нелепые теории. Сростинцы "облучались" зарядом лицемерия и каких-то просто бесовских амбиций. Повлияло это на них? Надеюсь, нет. Хотя... Ну вот, например, идея строительства православного храма. Сам Патриарх Московский и всея Руси приезжал в Сростки освятить под него место на Пикете. Думаете, что-то появилось на этом месте?
И дело совсем не в том, что высокие гости "пообещали и ничего не стали делать" (что тоже, впрочем, случалось). За это время смогло поднять храм не одно алтайское, гораздо более бедное и скромное, село. Здесь же - полная тишина. Просто сростинская православная община - одна из самых слабых в епархии. Ну а кто будет строить церковь, если самим сростинцам она, получается, не нужна?
Или вот новость, о которой до сих пор здесь немало судачат. Ушли из коллектива "Русская песня" его создатели - Раиса Требух ("тетя Рая", наши читатели должны ее помнить по нашему репортажу с прошлых Шукшинских чтений), Зоя Ошейко и Анна Купрюхина. Те самые легендарные певицы-частушечницы, чьи голоса запечатлели в своих фильмах и Василий Шукшин, и Ренита и Юрий Григорьевы. Не пытаюсь вдаваться в детали этого конфликта, разберутся сами. Знаю только, что негоже сельскому хору "заражаться" от своих "старших" московских собратьев их хроническими болезнями.
Наконец воскресенье, пик праздника.
Народу на Пикете в этом году было гораздо меньше, чем в прошлом. И все-таки примял небывало высокую нынешнюю траву на Пикете каток народной любви к Шукшину. Зрители пришли. Теплее всех, пожалуй, встречали давнего любимца Михаила Евдокимова. Впрочем, он был немногословен. Предпочел спеть аж четыре своих новых песни. Это, кстати, было одной из особенностей нынешних чтений на Пикете - пели почти все. Пел балалаечник Владимир Бакитко. пел Александр Заволокин, передавший привет Сросткам от "всех гармонистов России", пели прославленные сростинские "Вечерки". И, разумеется, съехавшиеся со всей страны музыкальные коллективы.
Второе отличие - небывалое обилие наград. Впервые на Пикете вручался приз зрительских симпатий зрительского же Шукшинского кинофестиваля. Его получила картина "Вместо меня". Увез его в Москву Олег Стриженов, сыгравший в картине главную роль. Ему же достался приз "За честь и достоинство". Еще одна прославленная актриса Тамара Семина стала лауреатом премии "Признание". Ну а больше всего "досталось" писателям. Гости из Самары, откуда, оказывается, были предки Шукшина, наградили нашего краеведа Василия Гришаева. За лучшую книгу, года был поощрен автор романа "Азъ грешный" Александр Родионов. Еще о трех литературных лауреатах хочется поговорить особо.
Во-первых, становится доброй традицией награждать на Пикете руководителя краевой писательской организации Владимира Свинцова. В этом году он получил премию имени В. Бианки за книгу рассказов о животных "Звенья одной цепи". О прошлогоднем награждении, думаю, не любит вспоминать и сам Владимир Борисович. Согласитесь, неловко получать на Пикете премию за коммерческий роман-детектив "Алмазы в крови". Хорошо хоть премия была не имени Шукшина. Жюри тогда признало книгу Свинцова "просто" лучшей из изданных в прошлом году на Алтае книг.
Мы в своем прошлогоднем репортаже не стали заострять на этом внимание. Юбилей все-таки. Да и сами писатели, казалось, все поймут. Угу. Одним из лауреатов нынешней. Шукшинской, заметьте, премии стал Эдуард Прутковский. Нехорошо о книге судить по обложке. И не буду. Просто скажу, что украшают ее голопопенькая девчушка, мужик в маске и отвертка, испачканная кровью. Вторым достойным продолжателем дела Шукшина признан Василий Нечунасв с книгой детских стихов "Ученая коза", там где "Медвежонку Мишке папа сплел лаптишки". Возможно, это хорошая детская книга. Вот только Шукшин здесь при чем?
Впрочем, Пикет, что, бы на нем ни происходило, продолжает оставаться Пикетом. И не прекращается ежегодное на него восхождение. Только не верьте, что народ поднимается сюда исключительно, чтобы поглазеть на московких звезд.
Да, и это тоже. Но все-таки главное - то особое чувство единения, которое испытываешь здесь и которое заставляет приезжать вновь и вновь, что-то общее для всех, родное. Кстати, здесь сложилась очень трогательная традиция. Коллективы, а далеко не каждый может попасть в список выступающих на фольклорном празднике в Сростках и уж тем более - на "официальный" Пикет, устраивают в рощице, что недалеко от сцены, маленький альтернативный концерт. Выстраиваются (и все это - в костюмах, очень серьезно) у березок, поют одну-две песни, фотографируются и возвращаются к сцене. Вот, мол, и мы побывали, приобщились.
Это же касается звезд, то, кроме уже названных, приехали а этом году Лионелла Пырьева. Она рассказала о том, как некогда ее муж и наш земляк режиссер Иван Пырьев буквально на московской улице подобрал и привел в дом абитуриента-неудачника Васю Шукшина. Раздавал автографы молодой актер Алексей Кравченко. Выступал постаревший, ни еще очень бодрый оператор Анатолий Заболоцкий, один из близких друзей Василия Макаровича. Словом, без звезд Сростки в этом году тоже не остались.
А в конце хочется вот что сказать. Возможно, этот репортаж получился не таким уж и праздничным. Но стоит ли восторгаться всем, что связано с именем Шукшина? Шукшин, а теперь уже и Сростки - гордость Алтая, его достояние. Поэтому от земляков Шукшина (не одних только сростинцев) зависит то, в каком виде это достояние дойдет до наших потомков, каким будет в следующем веке. А не ошибается не только тот, кто ничего не делает, а еще и тот, кто не умеет делать выводов из своих ошибок. Так что к Шукшину мы только подходим.

Ольга Польщикова