Народу на Пикете в этом году было гораздо меньше, чем в прошлом. И все-таки примял небывало высокую нынешнюю траву на Пикете каток народной любви к Шукшину. Зрители пришли. Теплее всех, пожалуй, встречали давнего любимца Михаила Евдокимова. Впрочем, он был немногословен. Предпочел спеть аж четыре своих новых песни. Это, кстати, было одной из особенностей нынешних чтений на Пикете - пели почти все. Пел балалаечник Владимир Бакитко. пел Александр Заволокин, передавший привет Сросткам от "всех гармонистов России", пели прославленные сростинские "Вечерки". И, разумеется, съехавшиеся со всей страны музыкальные коллективы.
Второе отличие - небывалое обилие наград. Впервые на Пикете вручался приз зрительских симпатий зрительского же Шукшинского кинофестиваля. Его получила картина "Вместо меня". Увез его в Москву Олег Стриженов, сыгравший в картине главную роль. Ему же достался приз "За честь и достоинство". Еще одна прославленная актриса Тамара Семина стала лауреатом премии "Признание". Ну а больше всего "досталось" писателям. Гости из Самары, откуда, оказывается, были предки Шукшина, наградили нашего краеведа Василия Гришаева. За лучшую книгу, года был поощрен автор романа "Азъ грешный" Александр Родионов. Еще о трех литературных лауреатах хочется поговорить особо.
Во-первых, становится доброй традицией награждать на Пикете руководителя краевой писательской организации Владимира Свинцова. В этом году он получил премию имени В. Бианки за книгу рассказов о животных "Звенья одной цепи". О прошлогоднем награждении, думаю, не любит вспоминать и сам Владимир Борисович. Согласитесь, неловко получать на Пикете премию за коммерческий роман-детектив "Алмазы в крови". Хорошо хоть премия была не имени Шукшина. Жюри тогда признало книгу Свинцова "просто" лучшей из изданных в прошлом году на Алтае книг.
Мы в своем прошлогоднем репортаже не стали заострять на этом внимание. Юбилей все-таки. Да и сами писатели, казалось, все поймут. Угу. Одним из лауреатов нынешней. Шукшинской, заметьте, премии стал Эдуард Прутковский. Нехорошо о книге судить по обложке. И не буду. Просто скажу, что украшают ее голопопенькая девчушка, мужик в маске и отвертка, испачканная кровью. Вторым достойным продолжателем дела Шукшина признан Василий Нечунасв с книгой детских стихов "Ученая коза", там где "Медвежонку Мишке папа сплел лаптишки". Возможно, это хорошая детская книга. Вот только Шукшин здесь при чем?
Впрочем, Пикет, что, бы на нем ни происходило, продолжает оставаться Пикетом. И не прекращается ежегодное на него восхождение. Только не верьте, что народ поднимается сюда исключительно, чтобы поглазеть на московких звезд.
Да, и это тоже. Но все-таки главное - то особое чувство единения, которое испытываешь здесь и которое заставляет приезжать вновь и вновь, что-то общее для всех, родное. Кстати, здесь сложилась очень трогательная традиция. Коллективы, а далеко не каждый может попасть в список выступающих на фольклорном празднике в Сростках и уж тем более - на "официальный" Пикет, устраивают в рощице, что недалеко от сцены, маленький альтернативный концерт. Выстраиваются (и все это - в костюмах, очень серьезно) у березок, поют одну-две песни, фотографируются и возвращаются к сцене. Вот, мол, и мы побывали, приобщились.
Это же касается звезд, то, кроме уже названных, приехали а этом году Лионелла Пырьева. Она рассказала о том, как некогда ее муж и наш земляк режиссер Иван Пырьев буквально на московской улице подобрал и привел в дом абитуриента-неудачника Васю Шукшина. Раздавал автографы молодой актер Алексей Кравченко. Выступал постаревший, ни еще очень бодрый оператор Анатолий Заболоцкий, один из близких друзей Василия Макаровича. Словом, без звезд Сростки в этом году тоже не остались.
А в конце хочется вот что сказать. Возможно, этот репортаж получился не таким уж и праздничным. Но стоит ли восторгаться всем, что связано с именем Шукшина? Шукшин, а теперь уже и Сростки - гордость Алтая, его достояние. Поэтому от земляков Шукшина (не одних только сростинцев) зависит то, в каком виде это достояние дойдет до наших потомков, каким будет в следующем веке. А не ошибается не только тот, кто ничего не делает, а еще и тот, кто не умеет делать выводов из своих ошибок. Так что к Шукшину мы только подходим.
Ольга Польщикова
|
|